Апр

Что делать в Финляндии: однодневная экскурсия Пюхтяя-Стремфорс

Церковь в ПюхтяяПетербуржцам, любящим путешествовать по Европе, хорошо знакома необходимость откатывать финскую визу. Вот и мне надо было поставить правильный штамп в загранпаспорте между осенней поездкой в Германию и Будапештом, куда я еду на майские праздники. Решила съездить на экскурсию в Финляндию, чтобы не сильно утомлять себя шопингом, но сыру, правда, привезти хотелось.

Муки выбора

Совершенно случайно обратила внимание на турфирму Эклектика, позиционировавшую себя с большим апломбом и пафосом. На сайте было много авторских курсов в разные города, каждый имел свое название и конкретного гида – что внушало определенное доверие. В экскурсиях главное – интересная подача материала, и на хорошего экскурсовода обязательно найдется тот, кто в буквальном смысле читает по бумажке.

Выбирала экскурсию просто – на субботу мест не было, а в воскресенье была экскурсия под загадочным названием «Пюхтяя — Стремфорс». Ни название, ни описание не говорило мне ровным счетом ничего. С 1600, а для членов клуба друзей «Эклектика» — 1500. Как стать членом, я не нашла и, после непродолжительных размышлений оплатила по карте полную стоимость.

О хлебе насущном

Когда мне перезвонили с подтверждением, я не удержалась, и спросила про заезд в магазины – культура – культурой, а на сыр я рассчитывала. Мне ответили, что планируется обед на заправке ABC, где есть магазин, и возможен заезд в рыбный магазин Disa Fish на обратном пути. Это обнадеживало.

В дорогу

Отправлялись от Думской в шесть утра, когда последние посетители местных баров расходились по домам или планировали продолжение банкета. В такие моменты понимаешь, что молодость уходит, и ты уже не возвращаешься из клуба под утро, а ждешь экскурсионный автобус в окружении пенсионеров.

Все собрались заранее, но одна женщина перепутала место отправки, так что пришлось забирать ее на Черной речке по дороге. Огромный плюс – каждый получил свое место ЗАРАНЕЕ! Кто сталкивался с обратной ситуацией, когда все толпятся у входа в автобус, чтобы занять места рядом, тот поймет мою радость. На сидении лежала табличка с моей фамилией – народу было мало, и мне одной досталось двойное кресло – еще одна приятность. В 6:30 12 апреля 2015 года мы поехали.

Наш Гид

Человек по имени Василий Копышенко оказался неожиданно молодым, моим ровесником. Это обрадовало. И что самое главное, ему очевидно нравилось то, что он делает и те места, в которых мы были. Приятно, кода встречаешь человека, который любит свою работу. Некоторая неуверенность в речи немного выбивалась из моей концепции «идеального гида», но это было в допустимых пределах, и даже вызывало симпатию.

Церковь св. Генриха в Пюхтяя

Лютеранская церковь в ПюхтяяЕсли бы в церкви не лежали брошюрки на русском языке, я бы не запомнила ее название. Два белых здания посреди лютеранского кладбища в Пюхтяя. Католическая пасха была неделю назад, поэтому на многих могилах стояли цветы. В церкви – довольно скромно, на стенах – удивительные старинные фрески в наивной манере. Милая, домашняя обстановка. Отдельно стоящий туалет идеальной чистоты. Кроме нас – никого, только одна женщина пришла ухаживать за могилой. Отсутствие людей – стало приятной особенностью поездки. Мне не составляло никакого труда абстрагироваться от нашей группы и наслаждаться одиночеством, при этом была возможность в случае необходимости получить моральную поддержку- так я искала единомышленников, желающих посетить рыбный магазин.

Фрески в лютеранской церкви в ПюхтяяЦерковь в ПюхтяяЛютеранское кладбище в Пюхтяя

Удивительные шлюзы Струка

DSC_0037Автобус свернул на узкую лесную дорогу. Такую, которая обычно ведет к финским коттеджам. Мы проехали немного и остановились на развилке, в низовье реки Пюхтяянхаара (рукава реки Кюмийоки). Это место не очень походило не те, что обычно посещают с экскурсией. Здесь находились деревянные шлюзы с ручным управлением. Я не очень разбираюсь в таких вещах, поэтому расскажу, как я поняла суть этого устройства. Лодка спускается вниз по реке, чтобы выйти в Финский залив. Водитель высаживает пассажиров на специальном мостке со скамеечками, заводит лодку и начинает закрывать шлюз. После того, как шлюз закрыт, он открывает другой, тот, что у залива. Уровень воды постепенно снижается, и лодка выходит на большую воду. Самое интересное в этом шлюзе, в том, что это один из немногих шлюзов с ручным управлением. Он сделан из дерева, и находится в отличном состоянии: механизма смазаны, все находится на своих местах и работает. Нам очень, очень повезло с погодой. Светило солнце – в такие моменты всегда приятно оказаться на опушке леса у реки, где вода течет с плотины, а вокруг пробивается первая зелень. Это было прекрасное маленькое путешествие в лето, нам дали достаточно времени чтобы хорошенько все рассмотреть, пофотографироваться и просто погулять.

Шлюзы Струка Механизм шлюза Струка

Обед

Про обед наш гид говорил как-то неуверенно: «Скорее всего будет, если захотите». Что значит, скорее всего? А если не будет, мы должны будем весь день ходить голодными? Но обед был. Мы поехали на заправку ABC. Эта сеть известна тем, что в ней, кроме, собственно, заправки, есть магазин и кафе. Это то место, в котором можно купить продукты, когда другие магазины закрыты. Но цены… Что ж, когда выбора нет, хорошо и так. А вот с кафе оказалось неожиданно хорошо: шведский стол стоил всего 10,4 евро, причем туда входила красная рыба и все остальное, что нужно для хорошего обеда. Я быстро поела, и помчалась в магазин. Набрала там корзинку сыров и пару йогуртов – вышло, примерно на 40 евро. Что ж, главная задача была выполнена, и можно было спокойно наслаждаться экскурсией.

Ловиса

Церковь в ЛовисеВторым, и последним местом, куда отправлялась наша экскурсия, была фабрика и церковь в Стремфорс. Но, поскольку нам надо было забрать гида, мы заехали в город Ловиса, где она жила. И это было еще одним подарком этого воскресного дня. Город оказался совершенно очаровательным: небольшие аккуратные домики в пастельных тонах, лютеранская церковь – яркая доминанта площади и практически полное отсутствие людей. Я подумала, что хотела бы жить в таком прекрасном спокойном месте. Мы успели зайти в собор, перед самым его закрытием и рассмотреть все вокруг до прихода гида. Погода начала портиться и начал накрапывать дождь, от которого мы укрылись в автобусе.

Ловиса Церковь в Ловисе Ратуша в Ловисе

Стремфорс

Церковь в СтремфорсИ вот, мы прибыли в Стремфорс. Это было также пустынное место практически без людей, только иногда дети проезжали на велосипедах. Мы отправились в церковь. Она была не похожа на те, что мы смотрели раньше, если я поняла гида правильно, это был походный алтарь, который переезжал вслед за полком. Внутри церковь немного напоминала финский коттедж, так как деревянные стены были покрашены белой краской – такой стерильно-аккуратный вид. Впрочем, там было по-домашнему уютно, и даже был орган. Вдоль стен стояли интересные цилиндрические печи, а рядом с люстрой висел парусник.

Люстра в Церкви Стремфорс Парусник в церкви стремфорс Печка в церкви в Стремфорс

Фабрика

Фабрику в Стремфорсе открыли специально для нас. Это был старинный кузнечный цех с огромным станком, приводившимся в движение протекающей речкой. Фабрика работала еще не так давно, там делали большие гвозди для реставрации достопримечательностей. Экспозиция довольно интересная, много экспонатов, связанных с ремеслом и бытом финских кузнецов: ботинки на деревянной платформе, музыкальные инструменты, на которых кузницы играли после работы, первая копировальная машина и многое другое. Вокруг фабрики в дни ее рассвета, который произошел под управлением женщины, было организовано молочное хозяйство и и все, что необходимо для полностью автономной жизни.

Продукция фабрики в Стремфорс Музыкальные инструменты работников фабрики Стремферс Охотничий рог на фабрике в Стремфорс Копировальный аппарат в Стремферс DSC_0106 Пожарная часть в Стремферс DSC_0107 Фабрика в Стремферс Солнечные часы в Стремферс Цех в Стремферс Кузнечный цех в Стремферс Кузнечные меха на фабрике в Стремферс Паровоз на фабрике Стремферс Фонарь в Стремферс

Заключение

Мы все-таки заехали в рыбный магазин, и я сделала еще один продуктовый запас. Гид Василий предупредил, что магазин посещается примерно в 30% всех экскурсий, так что это не обязательная опция. Ехали под проливным дождём, и вспоминать солнечную прогулку в лесу было особенно приятно. Мне понравилось все – мы получили таксфри, не стояли в очереди на границе, меня высадили у ЦПКиО и не пришлось добираться домой с Невского. Я даже не устала в дороге. Рекомендую всем, кто хочет не просто съездить по магазинам, но и получить удовольствие от приятной прогулки и новые впечатления.